Pro Право

Рубрика "Вопрос - ответ"

Читатель Михаил пишет: «У меня есть несколько стоянок для транспортных средств по городу. И порой нужно ездить по ним из офиса, чтобы проводить осмотры принятых на стоянку ТС. Покупать специально для сотрудника служебный автомобиль — невыгодно, могу ли я предложить сотруднику пользоваться его личным автомобилем?»

Отвечаем: Да, можно.

По закону можно оформить использование личного автомобиля сотрудника в служебных целях, если работник на это согласится. Чтобы это сделать, нужно оформить один из двух типов договоров: соглашение об использовании имущества в служебных целях или договор аренды транспорта.

Если у сотрудника разъездная работа, для которой нужен автомобиль, это обычно отражено в трудовом договоре, поэтому вносить изменения в него не потребуется.


Если работодатель подписал соглашение об использовании личного имущества, ему придется платить сотруднику компенсацию, в нее входят затраты:

  • на эксплуатацию, например на шиномонтаж или мойку;
  • на топливо, масло, тормозную жидкость и другие горюче-смазочные расходники;
  • на техобслуживание.

Размер компенсации ограничен: 1200 ₽ в месяц, если объем двигателя менее 2000 см³, и 1500 ₽, если более. Работодатель может заплатить больше нормы, но учесть в налоговых расходах получится только эти суммы.


По договору аренды нужно платить сотруднику арендную плату за использование машины и удерживать с нее 13% НДФЛ: компенсацию выплачивать нужно не всегда.

Страховые выплаты в обоих случаях платить не нужно. Рассмотрим каждый вариант подробнее.

У арендатора есть два варианта: арендовать только машину или машину с экипажем — то есть с водителем автомобиля. Основное отличие этих договоров в том, что при аренде автомобиля с экипажем сотрудник сам оплачивает ремонт машины. Если арендуете только транспорт, придется платить за его ремонт.

В обоих случаях налоговую базу получится уменьшить на всю сумму расходов.

Если работодатель оформляет договор аренды, ему нужно будет составить акт приема-передачи транспортного средства.

Сотрудник может предложить в аренду машину, которую водит по доверенности. Хотя доверенность позволяет ему распоряжаться автомобилем, такие арендные договоры вызывают вопросы у налоговой.


Как подтвердить расходы?

Чтобы отчитаться перед налоговой, понадобятся первичные документы, которые подтверждают затраты: чеки и путевые листы.

Путевой лист — это документ, который подтверждает маршруты поездок и расходы на топливо. Обычно его выписывают на один день, но в некоторых случаях, например если сотрудник едет в длительную командировку на служебном транспорте, можно оформить на месяц.

Организация должна оформлять путевые листы для контроля и учета расходов на горюче-смазочные материалы.