Pro Право

Нежелательный дипфейк: можно ли от него защититься — мировая практика

Дипфейки активно используются не только в кино и рекламе. Есть примеры нежелательного применения технологии в политике. Вероятно их появление и в бизнес-конфликтах.

Дипфейк — это реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью искусственного интеллекта. Благодаря этой технологии можно «оживлять» фотографии, синтезировать голос человека, заменять лица на видео.

Так, недавно российских зрителей удивило появление в продолжении сериала «Диверсант» Владислава Галкина, который умер еще в 2010 году. «Воскресить» заслуженного артиста позволила технология дипфейк.


Авторское право против дипфейков
Закон об авторском праве не является решением проблемы распространения дипфейков. Во-первых, в большинстве случаев жертвы не являются правообладателями произведений, использованных для создания дипфейков. Во-вторых, о нарушении авторских прав чаще заявляют крупные компании, чей контент регулярно подвергается незаконному заимствованию на YouTube. Неизвестно, как площадка отреагирует на жалобу частного лица. В-третьих, часто дипфейк подходит под определение пародии, а в отношении пародии использование без согласия автора допустимо.


Как защититься от дипфейков
В России возможным способом защиты от нежелательных дипфейков может стать предусмотренное гражданским законодательством право на защиту изображения. Эта же норма предусматривает необходимость получения согласия близких родственников на использование изображения умершего гражданина.

Но иногда права на изображение будет недостаточно.К примеру, совсем недавно канадская актриса озвучивания Беверли Стэндинг обвиняла TikTok в «краже» своего голоса. Голос Стэндинг без ее согласия был использован в функции преобразования текста в речь в сервисе в конце 2020 года и распространилась среди пользователей как альтернатива самостоятельной озвучке роликов. Беверли была возмущена тем, что ее голосом можно было озвучить все что угодно.

Можно ожидать, что суды будут защищать право на голос по аналогии с правом на изображение, ведь, как и внешний вид, человеческий голос — это один из наиболее ощутимых способов проявления идентичности.
Правовые и судебные обзоры