Ухищрения продавцов при продаже подарочных сертификатов.
В российском законодательстве понятия «подарочный сертификат» и «подарочная карта» не закреплены. И правила их реализации там не зафиксированы. Этим часто пользуются нечестные продавцы.
Одни диктуют свои условия покупателям, например устанавливают период действия подарочных карт. Другие отказываются возвращать деньги за неиспользованные сертификаты. Но продавцы не вправе так поступать. Фраза «сертификат обмену и возврату не подлежит» противоречит закону.
Покупка подарочного сертификата аналогична заключению договора купли-продажи (договоров о выполнении работ, оказании услуг). Указанная в сертификате сумма выступает в роли предоплаты за товары (работы, услуги). Но если покупатель не получил товар, то и платить не обязан. Удерживать предоплату продавцу не позволяет закон – на это не раз указывал Верховный Суд РФ (Определения от от 16 марта 2022 г. № 307-ЭС21-16004; от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522; от 13 октября 2015 г. № 57-КГ15-7; от 25 декабря 2014 г. № 305-КГ14-1498).
То есть если покупатель передумал и желает вернуть потраченные на сертификат деньги, он имеет на это право. То же касается ситуации, когда срок действия сертификата истек.
Право покупателя на возврат денег в подобных случаях не зависит от стоимости сертификата или места его приобретения. Часто продавцы мотивируют отказ вернуть денежные средства отсутствием чека. Однако это противоречит ст. 25 Закона о защите прав потребителей.
Если сертификат был вручен в качестве подарка, право на возврат уплаченных за него средств переходит к его новому владельцу.
Как правильно потребовать возврата денег за неиспользованный сертификат?
1. Составьте претензию о возврате денежных средств и обратитесь с нею в магазин. Для убедительности процитируйте в претензии позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 16 марта 2022 г. № 307-ЭС21-16004:
«Денежные средства, полученные при реализации подарочных карт, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем...
В связи с тем что Закон о защите прав потребителей и иные нормативные правовые акты законодательства о защите прав потребителей прямо не предусматривают право продавца, получившего денежные средства за карту предварительной оплаты, удерживать данные средства при предъявлении к нему владельцем карты требования об их возврате, такое право у продавца отсутствует. Денежные средства должны быть возвращены».
2. В претензии укажите свои банковские реквизиты или потребуйте вернуть средства в наличной форме.